Питание

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

Законодательные акты, регламентирующие организацию питания:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. N 61).

Постановление Совета Министров РБ от 19.04.2023 №265 (с 22.04.2023)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 января 2022 г. № 29 Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 №525 "Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 июля 2024 г. № 502

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 декабря 2022 г. № 917

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2023 года № 555

Алгоритм применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317»

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году.

Комплексная система мер государственного учреждения образования «Лойковская средняя школа»,направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся

Рекомендации по профилактике COVID-I9 при организации образовательного процесса

Питание обучающимся в государственном учреждении образования "Лойковская средняя школа" предоставляется в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.

Количество приемов пищи определяется в зависимости от длительности пребывания обучающегося в учреждении образования.

Длительность пребывания

Количество приемов пищи

от 3,5 до 6 часов

Не менее одного (завтрак или полдник)

от 6 до 8 часов

Не менее двух (завтрак и обед)

от 8 до 10,5 часов

Не менее трех (завтрак, обед, полдник)

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» бесплатным питанием за счет средств республиканского и местного бюджетов обеспечиваются следующие категории обучающихся учреждений общего среднего образования:

Категория обучающихся

Основание для получения бесплатного питания

Документы, представленные для освобождения от платы за питание

ОДНОРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 3,5 до 6 часов)

1 - 4 классов

 

 

5- 11 классов

Проживающих в сельских населенных пунктах

Заявление

Справка о месте жительства

5-11 классов

Из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала)

Заявление

Сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления

Справка о месте жительства и составе семьи

5-11 классов

Из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании

Заявление

Удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами

5-11 классов

Дети-инвалиды

Заявление

Удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности

5-11 классов

Из семей, в которых один из родителей является  инвалидом I или II группы

Заявление

Удостоверение инвалида

5-11 классов

Из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия

Заявление

Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств

5-11 классов

Из семей  лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий

Заявление

Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств

5-11 классов

Из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства

Заявление

Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств

5-11 классов

Из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,  умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства

Заявление

Удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение

5-11 классов

с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания

Заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

5-11 классов

находящимся в социально опасном положении

Решение координационного совета о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении

5-11 классов

специализированных по спорту классов

 

ДВУХРАЗОВОЕ (длительность пребывания от 6 до 8 часов)

ИЛИ ТРЕХРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 8 до 10,5 часов)

1-11 классов

Из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала)

Заявление

Сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления

Справка о месте жительства и составе семьи

1-11 классов

Из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании

Заявление

Удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами

1-11 классов

Дети-инвалиды

Заявление

Удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности

БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ  предоставляется на основании решения комиссии, которая создается приказом руководителя учреждения образования на учебный год.

Решение о предоставлении бесплатного питания принимается на основании заявления родителей и подтверждающих документов (справка, удостоверение, сведения).

Заявления и подтверждающие документы подаются до 31 августа ежегодно!!!

График питания учащихся

время

наименование

1

10.10 – 10.25

второй завтрак

 

обед

(1 – 4 кл.) школа, группа продлённого дня

(5 - 8 кл.) группа продлённого дня

2

11.10 – 11.25

обед

(5 – 11 кл.) школа

3

14.00 – 14.15

обед

 

полдник

(1 – 4 кл.) группа продлённого дня

(5 - 8 кл.) группа продлённого дня

 

Денежные нормы расхода на питание.

Группы по возрастам  

денежные нормы на 1-го человека

одноразовое питание

6 – 10 лет (1-4 кл.)

1,60 руб

10 лет (5 кл.)

2,29 руб

11 – 18 лет (5-11 кл.)

2,70 руб

двухразовое питание

6 – 10 лет (1-4 кл.)

3,89 руб

 10 лет (5 кл.)

2,98 руб

11 – 18 лет (5-11 кл.)

3,51 руб

 

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

Категория обучающихся

Основание для организации питания

Документы, представленные для организации питание

ОДНОРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 3,5 до 6 часов)

5- 11 классов

Проживающих в городских населенных пунктах

Заявление

 

ДВУХРАЗОВОЕ (длительность пребывания от 6 до 8 часов)

ИЛИ ТРЕХРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 8 до 10,5 часов)

1-11 классов

Проживающих в городских или сельских населенных пунктах

Заявление

 

Оплата питания производится через систему “Расчет” (ЕРИП) до 25-го числа каждого текущего месяца с вводом лицевого счета

 

Бородюк Людмила Владимировна – ответственный за питание (тел.686921)

Совет по питанию

Бородюк Людмила Владимировна -  руководитель музея, председатель совета по питанию школы;

Лещук О.С.. - член профсоюзного комитета школы;

Кот Ю.,. - учитель начальных классов;

Селицкая В.Р. - учитель истории;

Матыс А.Т. - член родительского комитета школы

Жук А. - учащаяся 11 класса

Бракеражная комиссия

Суворова Н.С. - директор школы, председатель;

Малышко Т. Р. - заместитель директора по УВР;

Янушко А.А. - повар.

РАЦИОНЫ ПИТАНИЯ

Меню осень трехразовое 2024

 

Технологическая карта "Кекс трюфельный"

Технологическая карта "Рыбка радужная"

Технологическая карта "Суп куриный"

Технологическая карта "Салат пикантный"         

Формирование правильного пищевого поведения

 Особую тревогу вызывают имеющиеся нарушения пищевого поведения детей и подростков: ежедневно получают молоко и мясные продукты немногим более половины подростков, а овощи и фрукты — 78,4% детей.

Имеющиеся отклонения от нормы пищевого поведения негативно сказываются на здоровье детей и подростков, нации в целом. Например, у детей с нарушением состояния костно-мышечной системы отмечены недостаточное потребление молочных продуктов при избыточном потреблении продуктов, способствующих его выведению: томатные соусы, черный кофе, продукты быстрого приготовления.

Подтверждено влияние нарушений пищевого поведения на рост числа заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). У детей с воспалительными заболеваниями верхних отделов ЖКТ ассортимент овощей крайне скудный, и частота их употребления низкая. Свежие фрукты, с высокой степенью значимости, чаще присутствуют в ежедневном рационе здоровых детей в сравнении с рационом детей с заболеваниями верхних отделов ЖКТ. Заменой рациональным и сбалансированным блюдам являются чаще всего продукты «фаст- фуд». У детей с воспалительными заболеваниями верхних отделов ЖКТ достоверно чаще, в сравнении со здоровыми детьми в ежедневном рационе встречались чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки, картофель-фри.
Таким образом, значимость формирования правильного пищевого поведения очевидна.

Модель пищевого поведения человека формируется в раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи (режиму, последовательности блюд и др.).Начальные вкусовые предпочтения проявляются уже в первые месяцы жизни: младенцы могут положительно относиться к сладкому и соленому вкусу, негативно - к горькому и кислому. Это, в определенной степени, защитная реакция организма, предотвращающая употребление токсичных веществ, многие из которых имеют горький вкус. Учеными проводились иследования свидетельствующие о важности соблюдения женщиной в период беременности и кормления грудью рационального питания, оказывающего влияние не только на состояние здоровья матери и ребенка, но и на адекватное формирование вкуса младенца. Это следует учитывать и в дальнейшем, при расширении питания ребенка, чтобы он отдавал предпочтение тем продуктам и блюдам, которые имеют высокую пищевую ценность.

Формируемые вкусовые предпочтения обуславливают рацион питания в целом. Дети с низкой чувствительностью к горькому вкусу при предоставлении им свободного выбора чаще выбирают овощи. Дети, имеющие предпочтение к кислому, едят больше фруктов. Отмечено, что эти дети получали много фруктов уже в возрасте 6 месяцев, что позволяет предположить начало формирования предпочтения к кислому в грудном возрасте. Указанный факт определяет возможность выработки правильных вкусовых привычек у ребенка.

Основным периодом формирования стойких вкусовых предпочтений является детство. Исследования показали, что сравнивая детей двух, четырех и восьми лет, основным периодом, который определял набор предпочитаемых блюд, являются первые четыре года жизни.
Для периода до 4-летнего возраста главенствующее положение среди факторов занимает влияние семьи и, прежде всего, матери. Как эмоциональное, так и рациональное отношение мамы к тому или иному продукту определяет нередко отношение ребенка к данному виду пищи. Приверженности матери в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагаются ребенку.

Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, что крайне отрицательно влияет на его аппетит.
В формировании вкусовых ощущений у ребенка имеет значение не только вкус, но и запах пищи, ее консистенция, структура, состав, внешний вид блюд.
Запах пищи в основном воспринимается рецепторами, расположенными в носовых ходах. Благодаря запаху возбуждается аппетит, активизируются соковыделительные функции пищеварительных желез, что обеспечивает готовность к восприятию пищи.

Консистенция пищи может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой. По мере роста ребенка консистенция вводимых в питание блюд меняется - от жидкой до густой и твердой. Важно вовремя закрепить у ребенка навыки восприятия различной консистенции блюд. При позднем введении твердой пищи (после 7–8 месяцев) можно вызвать у ребенка негативную реакцию на нее. В таких случаях следует настойчиво (но не требовательно) и неоднократно предлагать данное блюдо ребенку, что постепенно даст свои результаты.

Структура пищи также зависит от возраста ребенка. Рекомендуется следующее поэтапное введение продуктов: гомогенизированных — с 4–6 месяцев, пюреобразных (мелкоизмельченных) — с 6–9 месяцев и крупноизмельченных — с 9 месяцев и старше. Обеспечить необходимое измельчение продукта в домашних условиях не всегда представляется возможным, а неадекватная по консистенции пища может вызвать негативное отношение ребенка к продукту, которое впоследствии сложно преодолеть. В связи с чем в качестве прикорма рекомендуется использовать продукты промышленного производства.
С 1,5 лет можно пробовать давать пищу куском (сосиску, куриную ножку и др.). Здесь также важно сформировать у ребенка положительное отношение к блюдам с различной структурой.

По своему составу продукты могут быть монокомпонентными — из одного вида фруктов, ягод или овощей, поликомпонентными — из двух, трех и более сочетаний, а также комбинированными — из сочетаний фруктов с молочными продуктами (йогуртом, творогом, сливками), зерновыми, овощными и другими продуктами, а овощей — с крупами и мясом или рыбой. Благодаря различным комбинациям фруктов, овощей, молочных, мясных и рыбных продуктов у ребенка формируется широкий диапазон вкусовых восприятий, сочетающийся с их полезностью.

Внешний вид блюд также меняется по мере роста ребенка. При этом необходимо заботиться о красивом оформлении пищи. Сначала блюда ребенку даются в виде пюре из смеси различных продуктов (фруктов, овощей, мяса, круп, и др.). Позднее предлагаемые блюда уже меняют свой внешний вид: мясо (тефтели, котлеты) и гарнир даются раздельно, украшаются зеленью, кусочками овощей, фруктов. Красиво оформленное блюдо в сочетании с его полезностью вызывает положительное отношение к пище и закрепляет соответствующее вкусовое восприятие.

Особую роль в формировании вкуса играет прикорм, когда постепенно, на протяжении первого года жизни, в рацион питания ребенка вводятся новые адекватно подобранные различные продукты и блюда, имеющие свои вкусовые особенности, структуру, консистенцию, запах.
С введением прикорма ребенок получает ряд новых для него пищевых веществ, например, различные сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза), поступающие с соками и фруктовыми пюре. Сахар необходим человеку. Он выполняет в организме ряд важных функций: прежде всего — энергообеспечение, поддержание на постоянном уровне содержания глюкозы в крови, питание мышечной ткани, участие в иммунных и защитных реакциях. Однако излишнее употребление сахара в раннем возрасте может сформировать у ребенка пристрастие к сладкому, которое сохраняется на всю последующую жизнь. Вместе с тем избыток сахара оказывает отрицательное действие на организм человека, которое заключается в чрезмерном поступлении энергии, отложении жировой ткани (ожирение), повышенной нагрузке на инсулярный аппарат поджелудочной железы (возможность развития сахарного диабета), ограничении или лишении организма других важных продуктов, развитии кариеса. В связи с этим в настоящее время промышленность производит соки без сахара. Широкий ассортимент продуктов позволяет обеспечить своевременное знакомство ребенка с новыми вкусами.

Формирование привычки к употреблению адекватного количества овощей — важная задача первых лет жизни, поскольку многочисленные исследования показали, что достаточное количество овощей является важным фактором снижения энергетической плотности рациона, а следовательно, профилактикой ожирения. Важно отметить, что овощи являются источником антиоксидантов и каротиноидов.

С овощным пюре ребенок получает определенное количество поваренной соли, которая является основным источником натрия, необходимого для поддержания на должном уровне осмотического давления крови и внеклеточной жидкости, для образования соляной кислоты, необходимой для нормального течения процессов пищеварения, сохранения осмотического равновесия и постоянного обмена жидкости. Однако избыточное употребление соли вызывает ряд серьезных нарушений в организме: повышает гидрофильность тканей, что приводит к развитию отеков; отрицательно влияет на механизм регуляции артериального давления.
Овощные пюре представлены в виде монокомпонентных продуктов и предназначены для первого знакомства с овощами, соль в них не добавляется.
Важным для формирования вкусовых предпочтений является своевременное введение в рацион ребенка мяса. На сегодняшний день рекомендуется назначать мясное пюре с 6-месячного возраста. Гомогенизированные мясные пюре «Тема» приготовлены из разных видов мяса, их консистенция обеспечивает легкое восприятие ребенком нового продукта.

Для улучшения вкусовых качеств и формирования вкусовых привычек у детей в продуктах детского питания промышленного производства используются некоторые вкусовые добавки: укроп, петрушка, сельдерей, пастернак, лавровый лист, лук, лук-порей, луковые и чесночные порошки, молотый тмин.
Не меньшее значение для формирования вкуса имеет спокойная обстановка и благоприятные условия для приема пищи. При этом важным является доброжелательное и внимательное отношение к ребенку во время кормления, поощрение его во время приема отдельных блюд, сдержанность при отказе от еды. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное новое блюдо. Естественно, что еще не известные, впервые вводимые в рацион ребенка продукты или блюда могут вызвать негативную реакцию (неофобия). При упорных отказах от нового вида пищи необходимо терпеливо и неоднократно предлагать ее ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.
Нередко родители неправильно определяют отношение ребенка к продуктам. Было установлено, что наибольшее влияние на потребление соли оказывает не генетически детерминированная чувствительность и не утверждение ребенка, что он «любит соленое», а уверенность мамы, что ее ребенок предпочитает соленую пищу.

Несомненно, формированию хорошего аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом — вилкой, на пятом — ножом. Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи.

Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.

 

поделиться в: