ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Законодательные акты, регламентирующие организацию питания:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. N 61).
Постановление Совета Министров РБ от 19.04.2023 №265 (с 22.04.2023)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 июля 2024 г. № 502
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 декабря 2022 г. № 917
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2023 года № 555
Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году.
Рекомендации по профилактике COVID-I9 при организации образовательного процесса
Питание обучающимся в государственном учреждении образования "Лойковская средняя школа" предоставляется в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.
Количество приемов пищи определяется в зависимости от длительности пребывания обучающегося в учреждении образования.
Длительность пребывания |
Количество приемов пищи |
от 3,5 до 6 часов |
Не менее одного (завтрак или полдник) |
от 6 до 8 часов |
Не менее двух (завтрак и обед) |
от 8 до 10,5 часов |
Не менее трех (завтрак, обед, полдник) |
УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» бесплатным питанием за счет средств республиканского и местного бюджетов обеспечиваются следующие категории обучающихся учреждений общего среднего образования:
Категория обучающихся |
Основание для получения бесплатного питания |
Документы, представленные для освобождения от платы за питание |
ОДНОРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 3,5 до 6 часов) |
||
1 - 4 классов |
|
|
5- 11 классов |
Проживающих в сельских населенных пунктах |
Заявление Справка о месте жительства |
5-11 классов |
Из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала) |
Заявление Сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления Справка о месте жительства и составе семьи |
5-11 классов |
Из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании |
Заявление Удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами |
5-11 классов |
Дети-инвалиды |
Заявление Удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности |
5-11 классов |
Из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы |
Заявление Удостоверение инвалида |
5-11 классов |
Из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия |
Заявление Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств |
5-11 классов |
Из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий |
Заявление Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств |
5-11 классов |
Из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства |
Заявление Удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств |
5-11 классов |
Из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства |
Заявление Удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение |
5-11 классов |
с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания |
Заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации |
5-11 классов |
находящимся в социально опасном положении |
Решение координационного совета о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении |
5-11 классов |
специализированных по спорту классов |
|
ДВУХРАЗОВОЕ (длительность пребывания от 6 до 8 часов) ИЛИ ТРЕХРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 8 до 10,5 часов) |
||
1-11 классов |
Из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала) |
Заявление Сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления Справка о месте жительства и составе семьи |
1-11 классов |
Из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании |
Заявление Удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами |
1-11 классов |
Дети-инвалиды |
Заявление Удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности |
БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ предоставляется на основании решения комиссии, которая создается приказом руководителя учреждения образования на учебный год.
Решение о предоставлении бесплатного питания принимается на основании заявления родителей и подтверждающих документов (справка, удостоверение, сведения).
Заявления и подтверждающие документы подаются до 31 августа ежегодно!!!
График питания учащихся
№ |
время |
наименование |
|
1 |
10.10 – 10.25 |
второй завтрак
обед |
(1 – 4 кл.) школа, группа продлённого дня (5 - 8 кл.) группа продлённого дня |
2 |
11.10 – 11.25 |
обед |
(5 – 11 кл.) школа |
3 |
14.00 – 14.15 |
обед
полдник |
(1 – 4 кл.) группа продлённого дня (5 - 8 кл.) группа продлённого дня |
Денежные нормы расхода на питание.
Группы по возрастам |
денежные нормы на 1-го человека |
одноразовое питание |
|
6 – 10 лет (1-4 кл.) |
1,60 руб |
10 лет (5 кл.) |
2,29 руб |
11 – 18 лет (5-11 кл.) |
2,70 руб |
двухразовое питание |
|
6 – 10 лет (1-4 кл.) |
3,89 руб |
10 лет (5 кл.) |
2,98 руб |
11 – 18 лет (5-11 кл.) |
3,51 руб |
УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Категория обучающихся |
Основание для организации питания |
Документы, представленные для организации питание |
ОДНОРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 3,5 до 6 часов) |
||
5- 11 классов |
Проживающих в городских населенных пунктах |
Заявление
|
ДВУХРАЗОВОЕ (длительность пребывания от 6 до 8 часов) ИЛИ ТРЕХРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ (длительность пребывания от 8 до 10,5 часов) |
||
1-11 классов |
Проживающих в городских или сельских населенных пунктах |
Заявление |
Оплата питания производится через систему “Расчет” (ЕРИП) до 25-го числа каждого текущего месяца с вводом лицевого счета
Бородюк Людмила Владимировна – ответственный за питание (тел.686921)
Совет по питанию
Бородюк Людмила Владимировна - руководитель музея, председатель совета по питанию школы;
Лещук О.С.. - член профсоюзного комитета школы;
Кот Ю.,. - учитель начальных классов;
Селицкая В.Р. - учитель истории;
Матыс А.Т. - член родительского комитета школы
Жук А. - учащаяся 11 класса
Бракеражная комиссия
Суворова Н.С. - директор школы, председатель;
Малышко Т. Р. - заместитель директора по УВР;
Янушко А.А. - повар.
РАЦИОНЫ ПИТАНИЯ
Технологическая карта "Кекс трюфельный"
Технологическая карта "Рыбка радужная"
Технологическая карта "Суп куриный"
Технологическая карта "Салат пикантный"
Формирование правильного пищевого поведения
Особую тревогу вызывают имеющиеся нарушения пищевого поведения детей и подростков: ежедневно получают молоко и мясные продукты немногим более половины подростков, а овощи и фрукты — 78,4% детей.
Имеющиеся отклонения от нормы пищевого поведения негативно сказываются на здоровье детей и подростков, нации в целом. Например, у детей с нарушением состояния костно-мышечной системы отмечены недостаточное потребление молочных продуктов при избыточном потреблении продуктов, способствующих его выведению: томатные соусы, черный кофе, продукты быстрого приготовления.
Подтверждено влияние нарушений пищевого поведения на рост числа заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). У детей с воспалительными заболеваниями верхних отделов ЖКТ ассортимент овощей крайне скудный, и частота их употребления низкая. Свежие фрукты, с высокой степенью значимости, чаще присутствуют в ежедневном рационе здоровых детей в сравнении с рационом детей с заболеваниями верхних отделов ЖКТ. Заменой рациональным и сбалансированным блюдам являются чаще всего продукты «фаст- фуд». У детей с воспалительными заболеваниями верхних отделов ЖКТ достоверно чаще, в сравнении со здоровыми детьми в ежедневном рационе встречались чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки, картофель-фри.
Таким образом, значимость формирования правильного пищевого поведения очевидна.
Модель пищевого поведения человека формируется в раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи (режиму, последовательности блюд и др.).Начальные вкусовые предпочтения проявляются уже в первые месяцы жизни: младенцы могут положительно относиться к сладкому и соленому вкусу, негативно - к горькому и кислому. Это, в определенной степени, защитная реакция организма, предотвращающая употребление токсичных веществ, многие из которых имеют горький вкус. Учеными проводились иследования свидетельствующие о важности соблюдения женщиной в период беременности и кормления грудью рационального питания, оказывающего влияние не только на состояние здоровья матери и ребенка, но и на адекватное формирование вкуса младенца. Это следует учитывать и в дальнейшем, при расширении питания ребенка, чтобы он отдавал предпочтение тем продуктам и блюдам, которые имеют высокую пищевую ценность.
Формируемые вкусовые предпочтения обуславливают рацион питания в целом. Дети с низкой чувствительностью к горькому вкусу при предоставлении им свободного выбора чаще выбирают овощи. Дети, имеющие предпочтение к кислому, едят больше фруктов. Отмечено, что эти дети получали много фруктов уже в возрасте 6 месяцев, что позволяет предположить начало формирования предпочтения к кислому в грудном возрасте. Указанный факт определяет возможность выработки правильных вкусовых привычек у ребенка.
Основным периодом формирования стойких вкусовых предпочтений является детство. Исследования показали, что сравнивая детей двух, четырех и восьми лет, основным периодом, который определял набор предпочитаемых блюд, являются первые четыре года жизни.
Для периода до 4-летнего возраста главенствующее положение среди факторов занимает влияние семьи и, прежде всего, матери. Как эмоциональное, так и рациональное отношение мамы к тому или иному продукту определяет нередко отношение ребенка к данному виду пищи. Приверженности матери в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагаются ребенку.
Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, что крайне отрицательно влияет на его аппетит.
В формировании вкусовых ощущений у ребенка имеет значение не только вкус, но и запах пищи, ее консистенция, структура, состав, внешний вид блюд.
Запах пищи в основном воспринимается рецепторами, расположенными в носовых ходах. Благодаря запаху возбуждается аппетит, активизируются соковыделительные функции пищеварительных желез, что обеспечивает готовность к восприятию пищи.
Консистенция пищи может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой. По мере роста ребенка консистенция вводимых в питание блюд меняется - от жидкой до густой и твердой. Важно вовремя закрепить у ребенка навыки восприятия различной консистенции блюд. При позднем введении твердой пищи (после 7–8 месяцев) можно вызвать у ребенка негативную реакцию на нее. В таких случаях следует настойчиво (но не требовательно) и неоднократно предлагать данное блюдо ребенку, что постепенно даст свои результаты.
Структура пищи также зависит от возраста ребенка. Рекомендуется следующее поэтапное введение продуктов: гомогенизированных — с 4–6 месяцев, пюреобразных (мелкоизмельченных) — с 6–9 месяцев и крупноизмельченных — с 9 месяцев и старше. Обеспечить необходимое измельчение продукта в домашних условиях не всегда представляется возможным, а неадекватная по консистенции пища может вызвать негативное отношение ребенка к продукту, которое впоследствии сложно преодолеть. В связи с чем в качестве прикорма рекомендуется использовать продукты промышленного производства.
С 1,5 лет можно пробовать давать пищу куском (сосиску, куриную ножку и др.). Здесь также важно сформировать у ребенка положительное отношение к блюдам с различной структурой.
По своему составу продукты могут быть монокомпонентными — из одного вида фруктов, ягод или овощей, поликомпонентными — из двух, трех и более сочетаний, а также комбинированными — из сочетаний фруктов с молочными продуктами (йогуртом, творогом, сливками), зерновыми, овощными и другими продуктами, а овощей — с крупами и мясом или рыбой. Благодаря различным комбинациям фруктов, овощей, молочных, мясных и рыбных продуктов у ребенка формируется широкий диапазон вкусовых восприятий, сочетающийся с их полезностью.
Внешний вид блюд также меняется по мере роста ребенка. При этом необходимо заботиться о красивом оформлении пищи. Сначала блюда ребенку даются в виде пюре из смеси различных продуктов (фруктов, овощей, мяса, круп, и др.). Позднее предлагаемые блюда уже меняют свой внешний вид: мясо (тефтели, котлеты) и гарнир даются раздельно, украшаются зеленью, кусочками овощей, фруктов. Красиво оформленное блюдо в сочетании с его полезностью вызывает положительное отношение к пище и закрепляет соответствующее вкусовое восприятие.
Особую роль в формировании вкуса играет прикорм, когда постепенно, на протяжении первого года жизни, в рацион питания ребенка вводятся новые адекватно подобранные различные продукты и блюда, имеющие свои вкусовые особенности, структуру, консистенцию, запах.
С введением прикорма ребенок получает ряд новых для него пищевых веществ, например, различные сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза), поступающие с соками и фруктовыми пюре. Сахар необходим человеку. Он выполняет в организме ряд важных функций: прежде всего — энергообеспечение, поддержание на постоянном уровне содержания глюкозы в крови, питание мышечной ткани, участие в иммунных и защитных реакциях. Однако излишнее употребление сахара в раннем возрасте может сформировать у ребенка пристрастие к сладкому, которое сохраняется на всю последующую жизнь. Вместе с тем избыток сахара оказывает отрицательное действие на организм человека, которое заключается в чрезмерном поступлении энергии, отложении жировой ткани (ожирение), повышенной нагрузке на инсулярный аппарат поджелудочной железы (возможность развития сахарного диабета), ограничении или лишении организма других важных продуктов, развитии кариеса. В связи с этим в настоящее время промышленность производит соки без сахара. Широкий ассортимент продуктов позволяет обеспечить своевременное знакомство ребенка с новыми вкусами.
Формирование привычки к употреблению адекватного количества овощей — важная задача первых лет жизни, поскольку многочисленные исследования показали, что достаточное количество овощей является важным фактором снижения энергетической плотности рациона, а следовательно, профилактикой ожирения. Важно отметить, что овощи являются источником антиоксидантов и каротиноидов.
С овощным пюре ребенок получает определенное количество поваренной соли, которая является основным источником натрия, необходимого для поддержания на должном уровне осмотического давления крови и внеклеточной жидкости, для образования соляной кислоты, необходимой для нормального течения процессов пищеварения, сохранения осмотического равновесия и постоянного обмена жидкости. Однако избыточное употребление соли вызывает ряд серьезных нарушений в организме: повышает гидрофильность тканей, что приводит к развитию отеков; отрицательно влияет на механизм регуляции артериального давления.
Овощные пюре представлены в виде монокомпонентных продуктов и предназначены для первого знакомства с овощами, соль в них не добавляется.
Важным для формирования вкусовых предпочтений является своевременное введение в рацион ребенка мяса. На сегодняшний день рекомендуется назначать мясное пюре с 6-месячного возраста. Гомогенизированные мясные пюре «Тема» приготовлены из разных видов мяса, их консистенция обеспечивает легкое восприятие ребенком нового продукта.
Для улучшения вкусовых качеств и формирования вкусовых привычек у детей в продуктах детского питания промышленного производства используются некоторые вкусовые добавки: укроп, петрушка, сельдерей, пастернак, лавровый лист, лук, лук-порей, луковые и чесночные порошки, молотый тмин.
Не меньшее значение для формирования вкуса имеет спокойная обстановка и благоприятные условия для приема пищи. При этом важным является доброжелательное и внимательное отношение к ребенку во время кормления, поощрение его во время приема отдельных блюд, сдержанность при отказе от еды. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное новое блюдо. Естественно, что еще не известные, впервые вводимые в рацион ребенка продукты или блюда могут вызвать негативную реакцию (неофобия). При упорных отказах от нового вида пищи необходимо терпеливо и неоднократно предлагать ее ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.
Нередко родители неправильно определяют отношение ребенка к продуктам. Было установлено, что наибольшее влияние на потребление соли оказывает не генетически детерминированная чувствительность и не утверждение ребенка, что он «любит соленое», а уверенность мамы, что ее ребенок предпочитает соленую пищу.
Несомненно, формированию хорошего аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом — вилкой, на пятом — ножом. Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи.
Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.