План работы Родительского университета
государственного учреждения образования
«Лойковская средняя школа»
на 2023/2024 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- дистанционные
- очные
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Название раздела, темы занятий |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственный |
1 класс |
|||
Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Режим дня школьника. Соблюдение санитарно гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи январь круглый стол/ дискуссия/ форум классный руководитель 9 семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
январь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
беседа |
Классный руководитель |
2 класс |
|||
Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Главные правила здорового образа жизни. декабрь круглый стол/ классный руководитель, 10 Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
апрель |
круглый стол |
Классный руководитель |
3 класс |
|||
Тема: Психологические особенности третьеклассников |
сентябрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Активная оценка и итоговая отметка |
декабрь |
лекторий |
Классный руководитель |
Тема: Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
|
январь |
Интерактивное занятие с элементами тренинга |
Классный руководитель |
Тема: Здоровая семья – здоровый ребенок |
апрель |
беседа |
Классный руководитель |
4 класс |
|||
Тема: Возрастные и психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознавать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: памяти, внимания. Личностные особенности младших школьников. |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. |
декабрь |
Круглый стол, дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм ребенка. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером. |
март |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
май |
Круглый стол |
Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
классный руководитель, учитель-дефектолог |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель
|
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
классный руководитель, учитель-дефектолог |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
Название раздела, темы занятий |
Сроки Проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5 класс |
|||
Тема: Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассника |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности к жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
ноябрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
Круглый стол |
Классный руководитель |
6 класс |
|||
Тема: Семья персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Профилактика проблемного поведения подростков. Причина зависимого поведения. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростка |
декабрь |
Психологический тренинг, беседа |
Классный руководитель |
Тема: Безопасность подростков в сети Интернет. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях. |
март |
дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний лагерь. |
май |
Конференция, беседа |
Классный руководитель |
7 класс |
|||
Тема: Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы |
ноябрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа |
Классный руководитель |
8 класс |
|||
Тема: Жизненные цели подростков. Постановка и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения. |
декабрь |
конференция |
Классный руководитель, инспектор ИДН |
Тема: Осторожно суицид. Виды и причины, мотивы. Индикаторы суицидального риска. Профилактика. |
март |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
Тема: Культура поведения в конфликтных ситуациях. Развод как психотравмирующий фактор, последствия. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины возникновения. Способы преодоления, профилактика. Школьные конфликты |
май |
Круглый стол |
Классный руководитель |
9 класс |
|||
Тема: Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Агрессия, еѐ причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
Тема: Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия), инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия) |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия) |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 – 11 классов
Название раздела, темы занятий
|
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
|
10 класс |
|
||||
Тема: Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку. |
декабрь |
лекция |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
дискуссия |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
Круглый стол |
Классный руководитель |
|
|
11 класс |
|
||||
Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в выборе. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии. Детско-родительские отношения. Как выстраивать доверительные отношения с подростком. |
октябрь |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Как уберечь ребенка от зависимостей. Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей. |
декабрь |
беседа |
Классный руководитель, инспектор ИДН |
|
|
Тема: Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению, воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. |
март |
Круглый стол |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам. Профилактика экзаменационного стресса. Факторы успокаивающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период. |
май |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия) |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия), медицинский работник (с согласия) |