План работы родительского университета

План работы Родительского университета

государственного учреждения образования

 «Лойковская средняя школа»

на 2024/2025 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

 

   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий

Срок проведения

Форма проведения

Ответственный

1 класс

Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе.

сентябрь

практикум

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Режим дня школьника.

ноябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

январь

круглый стол

Классный руководитель

Тема: Положительные эмоции в жизни школьника.

май

семинар-практикум

Классный руководитель

2 класс

Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться.

октябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Главные правила здорового образа жизни.  

декабрь

круглый стол

Классный руководитель

Тема: Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

февраль

тренинг

Классный руководитель

Тема: Трудовое воспитание детей в семье

май

круглый стол

Классный руководитель

3 класс

Тема: Значение школьной отметки в жизни ребенка

сентябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Психологические и физиологические особенности третьеклассников

декабрь

семинар-практикум

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Здоровая семья – здоровый ребенок

 

январь

беседа

Классный руководитель

Тема: Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

апрель

семинар-практикум

Классный руководитель

4 класс

Тема: Возрастные и психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

сентябрь

лекция

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Как научить своего ребенка жить в мире людей

декабрь

круглый стол

Классный руководитель

Тема: Ребенок и компьютер

январь

дискуссия

Классный руководитель

Тема: Книги в жизни школьника.

апрель

круглый стол

Классный руководитель

 

ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»

для родителей учащихся 5 – 9 классов

Название  раздела, темы занятий

Сроки

Проведения

Форма проведения

Ответственные

5 класс

Тема: Адаптация ребенка в новом коллективе

сентябрь

семинар-практикум

Классный руководитель

Тема: Ребенок среди сверстников.

ноябрь

круглый стол

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Ваш ребенок вырос.

февраль

беседа

Классный руководитель

Тема: Меры наказания и поощрения в современной семье.

май

дискуссия

Классный руководитель

6 класс

Тема: Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.

сентябрь

лекция

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Профилактика проблемного поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум

Классный руководитель,

Тема: Безопасность подростков в сети интернет.

март

дискуссия

Классный руководитель

Тема: Организация летнего отдыха подростков.

май

семинар-практикум

Классный руководитель, педагог социальный

7 класс

Тема: Психологические и физиологические особенности семиклассников.

сентябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Как повысить учебную мотивацию подростков.

ноябрь

круглый стол

Классный руководитель

Тема: Профилактика правонарушений подростков.

февраль

дискуссия

Классный руководитель, инспектор ИДН

Тема: Особенности переходного возраста: безопасность и осознанность

апрель

беседа

Классный руководитель, педагог социальный

8 класс

Тема: Жизненные цели подростков.

октябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Как уберечь подростка от насилия

декабрь

семинар-практикум

Классный руководитель

Тема: Осторожно суицид. Виды и причины, мотивы. Индикаторы суицидального риска. Профилактика.

март

семинар-практикум

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Культура поведения в конфликтной ситуации.

май

круглый стол

Классный руководитель

9 класс

Тема: Портрет современного подростка.

сентябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Агрессия, причины и ее причины и последствия

ноябрь

беседа

Классный руководитель, педагог социальный

Тема: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»

февраль

семинар-практикум

Классный руководитель

Тема: Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

апрель

круглый стол

Классный руководитель

 

 

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»

для родителей учащихся 10 – 11 классов

 

Название  раздела, темы занятий

 

Сроки

проведения

Форма проведения

Ответственные

 

10 класс

 

Тема: Здоровье – это жизнь.

сентябрь

беседа

Классный руководитель

 

Тема: Первая любовь в жизни вашего ребенка

ноябрь

лекция

Классный руководитель

 

Тема: Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья девушек.

февраль

беседа

Классный руководитель с приглашением специалиста здравоохранения

 

Тема: Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

апрель

дискуссия

Классный руководитель

 

11 класс

 

Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении.

октябрь

лекция

Классный руководитель

 

Тема: Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска

декабрь

конференция

Классный руководитель, медицинский работник

 

Тема: Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

март

круглый стол

Классный руководитель

 

Тема: Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

май

семинар-практикум

Классный руководитель

 

           

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

 классный руководитель,

учитель-дефектолог

 

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель

педагог социальный

 

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

классный руководитель,

учитель-дефектолог, 

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

 

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)


 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

 

классный руководитель,

педагог социальный

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

классный руководитель,

медицинский работник (с согласия),

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

классный руководитель,

педагог социальный

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

классный руководитель,

медицинский работник  (с согласия)

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-XI классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

педагог социальный

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

 

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия),

медицинский работник  (с согласия)

 

поделиться в: