План работы родительского университета

План работы Родительского университета

государственного учреждения образования

 «Лойковская средняя школа»

на 2023/2024 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

  • дистанционные
  • очные 

   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий

Срок проведения

Форма проведения

Ответственный

1 класс

Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Режим дня школьника. Соблюдение санитарно гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи январь круглый стол/ дискуссия/ форум классный руководитель 9 семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

 

январь

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

беседа

Классный руководитель

2 класс

Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Главные правила здорового образа жизни. декабрь круглый стол/ классный руководитель, 10 Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

беседа

Классный руководитель

Тема: Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

апрель

круглый стол

Классный руководитель

3 класс

Тема: Психологические особенности третьеклассников

сентябрь

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Активная оценка и итоговая отметка

декабрь

лекторий

Классный руководитель

Тема: Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

 

январь

Интерактивное занятие  с элементами тренинга

Классный руководитель

Тема: Здоровая семья – здоровый ребенок

апрель

беседа

Классный руководитель

4 класс

Тема: Возрастные и психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознавать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: памяти, внимания.

Личностные особенности младших школьников.

октябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

декабрь

Круглый стол, дискуссия

Классный руководитель

Тема: Ребенок и компьютер. Компьютер дома:  польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм ребенка. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

март

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май

Круглый стол

Классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

 классный руководитель,

учитель-дефектолог

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель

 

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

классный руководитель,

учитель-дефектолог

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

 

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

 

ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»

для родителей учащихся 5 – 9 классов

Название  раздела, темы занятий

Сроки

Проведения

Форма проведения

Ответственные

5 класс

Тема: Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассника

сентябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности к жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

ноябрь

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

дискуссия

Классный руководитель

Тема: Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

Круглый стол

Классный руководитель

6 класс

Тема: Семья персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Профилактика проблемного поведения подростков. Причина зависимого поведения. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростка

декабрь

Психологический тренинг, беседа

Классный руководитель

Тема: Безопасность подростков в сети Интернет. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.

март

дискуссия

Классный руководитель

Тема: Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний лагерь.

май

Конференция, беседа

Классный руководитель

7 класс

Тема: Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

сентябрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы

ноябрь

Круглый стол

Классный руководитель

Тема: Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

дискуссия

Классный руководитель

Тема: Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

беседа

Классный руководитель

8 класс

Тема: Жизненные цели подростков. Постановка и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

октябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения.

декабрь

конференция

Классный руководитель, инспектор ИДН

Тема: Осторожно суицид. Виды и причины, мотивы. Индикаторы суицидального риска. Профилактика.

март

Семинар-практикум

Классный руководитель

Тема: Культура поведения в конфликтных ситуациях. Развод как психотравмирующий фактор, последствия. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины возникновения. Способы преодоления, профилактика. Школьные конфликты

май

Круглый стол

Классный руководитель

9 класс

Тема: Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция

Классный руководитель

Тема: Агрессия, еѐ причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

декабрь

беседа

Классный руководитель

Тема: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

Семинар-практикум

Классный руководитель

Тема: Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

Семинар-практикум

Классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

 

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

классный руководитель,

медицинский работник (с согласия),

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

классный руководитель,

медицинский работник (с согласия)

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

классный руководитель,

медицинский работник  (с согласия)

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия)

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»

для родителей учащихся 10 – 11 классов

Название  раздела, темы занятий

 

Сроки

проведения

Форма проведения

Ответственные

 

10 класс

 

Тема: Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

беседа

Классный руководитель

 

Тема: Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку.

декабрь

лекция

Классный руководитель

 

Тема: Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

дискуссия

Классный руководитель

 

Тема: Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

Круглый стол

Классный руководитель

 

11 класс

 

Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Определение профессиональных склонностей  и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в выборе. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии. Детско-родительские отношения. Как выстраивать доверительные отношения с подростком.

октябрь

Семинар-практикум

Классный руководитель

 

Тема: Как уберечь ребенка от зависимостей. Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей.

декабрь

беседа

Классный руководитель, инспектор ИДН

 

Тема: Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению, воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

март

Круглый стол

Классный руководитель

 

Тема: Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам. Профилактика экзаменационного стресса. Факторы успокаивающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.

май

Семинар-практикум

Классный руководитель

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

медицинский работник  (с согласия)

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

 

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия),

медицинский работник  (с согласия)