План работы Родительского университета
государственного учреждения образования
«Лойковская средняя школа»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Название раздела, темы занятий |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственный |
1 класс |
|||
Тема: Адаптация учащихся в 1-м классе. |
сентябрь |
практикум |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Режим дня школьника. |
ноябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. |
январь |
круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Положительные эмоции в жизни школьника. |
май |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
2 класс |
|||
Тема: Как родители могут помочь ребенку учиться. |
октябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Главные правила здорового образа жизни. |
декабрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка |
февраль |
тренинг |
Классный руководитель |
Тема: Трудовое воспитание детей в семье |
май |
круглый стол |
Классный руководитель |
3 класс |
|||
Тема: Значение школьной отметки в жизни ребенка |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Психологические и физиологические особенности третьеклассников |
декабрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Здоровая семья – здоровый ребенок
|
январь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Эффективное общение в семье – залог успеха школьника |
апрель |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
4 класс |
|||
Тема: Возрастные и психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Как научить своего ребенка жить в мире людей |
декабрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Ребенок и компьютер |
январь |
дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Книги в жизни школьника. |
апрель |
круглый стол |
Классный руководитель |
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
Название раздела, темы занятий |
Сроки Проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5 класс |
|||
Тема: Адаптация ребенка в новом коллективе |
сентябрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
Тема: Ребенок среди сверстников. |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Ваш ребенок вырос. |
февраль |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Меры наказания и поощрения в современной семье. |
май |
дискуссия |
Классный руководитель |
6 класс |
|||
Тема: Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Профилактика проблемного поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель, |
Тема: Безопасность подростков в сети интернет. |
март |
дискуссия |
Классный руководитель |
Тема: Организация летнего отдыха подростков. |
май |
семинар-практикум |
Классный руководитель, педагог социальный |
7 класс |
|||
Тема: Психологические и физиологические особенности семиклассников. |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
Тема: Как повысить учебную мотивацию подростков. |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
Тема: Профилактика правонарушений подростков. |
февраль |
дискуссия |
Классный руководитель, инспектор ИДН |
Тема: Особенности переходного возраста: безопасность и осознанность |
апрель |
беседа |
Классный руководитель, педагог социальный |
8 класс |
|||
Тема: Жизненные цели подростков. |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Как уберечь подростка от насилия |
декабрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
Тема: Осторожно суицид. Виды и причины, мотивы. Индикаторы суицидального риска. Профилактика. |
март |
семинар-практикум |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Культура поведения в конфликтной ситуации. |
май |
круглый стол |
Классный руководитель |
9 класс |
|||
Тема: Портрет современного подростка. |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
Тема: Агрессия, причины и ее причины и последствия |
ноябрь |
беседа |
Классный руководитель, педагог социальный |
Тема: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» |
февраль |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
Тема: Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
апрель |
круглый стол |
Классный руководитель |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 – 11 классов
Название раздела, темы занятий
|
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
|
10 класс |
|
||||
Тема: Здоровье – это жизнь. |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Первая любовь в жизни вашего ребенка |
ноябрь |
лекция |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья девушек. |
февраль |
беседа |
Классный руководитель с приглашением специалиста здравоохранения |
|
|
Тема: Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
апрель |
дискуссия |
Классный руководитель |
|
|
11 класс |
|
||||
Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении. |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска |
декабрь |
конференция |
Классный руководитель, медицинский работник |
|
|
Тема: Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. |
март |
круглый стол |
Классный руководитель |
|
|
Тема: Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? |
май |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
|
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
классный руководитель, учитель-дефектолог
|
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель педагог социальный
|
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
классный руководитель, учитель-дефектолог, педагог социальный |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
классный руководитель, педагог социальный |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия), инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
классный руководитель, педагог социальный |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
классный руководитель, медицинский работник (с согласия) |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия) |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-XI классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, педагог социальный |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних (с согласия), медицинский работник (с согласия) |