В помощь молодому педагогу
Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих
Молодому педагогу
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
Как избежать ошибок в преподавании
Методические рекомендации молодому педагогу и требования к современному уроку
Примерное содержание разделов поурочного плана
Советы молодому учителю по подготовке к уроку
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
Организация работы с высокомотивированными учащимися
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока
Общие
- Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
- Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
- Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
- Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
- Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
- Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.
- Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
- Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.